Главная  | Новое на сайте  | Статьи о спектаклях Ленком

Статьи о спектаклях Ленком

14.09.2011

 

К спектаклям театра Ленком критики всегда относились с большим интересом. Кто-то из них старается найти в постановках какой-то ключевой смысл, который, по их мнению, влияет на весь ход действия спектакля, другие обращают внимание на игру актеров, третьи постигают особенности режиссерского мастерства…
Такие статьи всегда интересны – ведь та или иная точка зрения автора рецензии помогает понять суть спектакля, его идейную проблематику…
 
Наш сайт продолжает знакомить Вас с театральными рецензиями, которые, на этот раз посвящены спектаклям «Аттракционы», «Автоград – XXI» и «Безумный день или Женитьба Фигаро»!
 
* * * * * * *
 
Статья В. Гаевского «В поисках радости» рассказывает о драматурге А. Володине, в творчестве которого мотив «нечаянной радости» является основным. Но, к сожалению, в спектакле «Аттракционы», поставленном Ленкомом, по одноименной пьесе А. Володина этот лейтмотив не был явлен публике. Как отмечает В. Гаевский «спектакль ругают за легковесность, между тем ему не хватает легкомыслия, веселого, увлекательного, бесшабашного легкомыслия, он лишь силится выглядеть легкомысленным». Автор статьи, размышляя о неудачах постановки, обращается к игре актеров, к работе режиссера Ф. Бермана, к общему стилистическому оформлению… и делает свои выводы.
 
* * * * * * *
 
Спектаклю «Автоград – XXI» посвящены статьи Н. Лейкина «Счастье строить новое» и М. Швыдкого «Фантазии на тему».
 
В первой – автор буквально «поет дифирамбы» этой постановке. Говорит о серьезной работе драматурга Ю. Визбора и режиссера Марка Захарова; о блестящей работе актеров (А. Збруев, О. Янковский, А. Гомиашвили). Отмечает особый ритм спектакля, который ошеломляет «напором звуков, красок, движений, песен, танцев». Н. Лейкин обращает внимание и на особый жанр спектакля, названного «драматической фантазией», в которой воедино слились «плакат и мюзикл, открытая публицистика и элементы психологической драмы, лирика и юмор, фантастика и сатирический гротеск».
 
В статье М. Швыдкого, более подробно анализируется именно «фантазийный» жанр спектакля «Автоград – XXI». Михаил Швыдкой, пишет о том, что «композиции такого рода» требуют «автора высокопрофессионального», каким и является М. Захаров – «опытный и талантливый» режиссер. Драматургию «Автограда» Швыдкой называет «неким потоком жизни, «жизненным бульоном», в котором ничто не устоялось, ничто не застыло – все в развитии, становлении, борьбе противоречий».  
Итогом статьи становится вывод о том, что «спектаклем «Автоград-ХХI» открылся новый период в жизни Театра имени Ленинского комсомола».
 
* * * * * * *
 
Цикл рецензий на спектакль «Безумный день или Женитьба Фигаро» содержит статьи:
 
«Аншлаг, еще аншлаг!» (Е. Курбанова, «Московская правда», 1993 г.) – интервью с Марком Захаровым.
«Певцова в Ленкоме женили в 400-й раз» (Ирина Корнеева, 2003 год) – о 10-летнем юбилее спектакля.
«ФИГАРО – 300!» (Валентина Федоровна, «Экран и сцена», 1999 год) – об актерском составе спектакля (Наталии Щукиной (Сюзанна), Александры Захаровой (графиня Альмавива), Александра Лазарева (граф Альмавива)).
«Свободно о свободных людях» (Натэла Лордкипанидзе, «Экран и сцена», 1995 год) – о том, что «держит представление и позволяет исполнителям – и публике заодно – получать удовольствие».
«Способ избавиться от всех проблем! Неюбилейное о «Женитьбе Фигаро» в театре Марка Захарова» (Юлия Гирба, «Независимая газета», 1993 год) – о «мастер своего Дела» Марке Захарове.
«Развлекаловка» (Ст. Рассадин, «Литературная газета», 1993 год) – об ироническом стиле спектакля.
«Секретарь Ленкома» (Виктор Гульченко, «Культура», 1993 года) – о политической подоплеке спектакля.
«Нам сделали красиво (Марк Захаров и КО)» (Валентина Федорова, «Московский комсомолец», 1993 г.) – о «феерическом действе, где смешались мелодии классиков от Моцарта до Кальмана, где нахальная эклектика рождает новое художественное единство, где приемы капустника, шутовства соединяются, как ни странно, со строгим следованием духу и букве авторского текста».
«Как мысли черные к тебе придут…» (Михаил Швыдкой, «Независимая газета», 1993) – о талантливой игре актеров.
«Пир победителей» (Алексей Бартошевич, «Дом актера», 1993) – о «терапевтическом эффекте» спектакля.
«Как добиться жены мирным путем. В «Ленкоме» премьера – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше» (Б. Любимов) – о том, что выбор М. Захарова и Ю. Махаева пьесы Бомарше для своего спектакля оказался не только «не ошибочным», но и очень удачным. 
 
... И многие другие рецензии, каждая из которых, как цветное стеклышко калейдоскопа, выстраиваются в общую картину, помогающую, нам – обычным зрителям – понять сильные и слабые стороны этого спектакля; обратить внимание на те смыслы, которые, быть может, не так явно обозначились в ходе действия; еще раз остановится на талантливой игре актеров и мастерстве режиссеров М. Захарова и Ю. Махаева.
Об этом всем Вы также можете прочитать в статьях:«Гимн безумству» (Елена Губайдуллина, «Российские вести», 1993 г.); «Иль перечесть «Женитьбу Фигаро…» («Культура», 1993 год); «Брызги шампанского, или Виват, театр!» (Ольга Кучкина, «Комсомольская правда», 1993 год); «Фигаро»: смех сквозь стрельбу» (Алексей Филиппов, «Труд», 1993 год); «Молодая жизнь революционного автора» (Петр Кузьменко, «Российская газета», 1993 г.); «Ренегат Бомарше и Захаров с Махаевым» (Юрий Гладильщиков «Сегодня», 1993 г.).